понедельник, 13 декабря 2010 г.

ПАТОЛОГИЯ СТОПЫ


Кости стопы образуют три анатомических свода:

- передний или поперечный свод самый короткий и низкий

- внутренний продольный свод самый длинный и высокий

- наружный продольный свод по длине и высоте находится между двумя предыдущими.

Своды поддерживают связки, мышцы и сухожилия. Тяжесть тела распределяется на три точки опоры на основания первой и пятой плюсневой кости и пяточный бугор. Под действием слишком большой нагрузки, излишнего веса или при ношении неподходящей обуви в связках развивается воспаление, которое проявляется в виде боли при нагрузке на стопу и движении в стопе (острый синдром перенапряжения стопы). В хронических случаях связки растягиваются и возникает уплощение сводов стопы. При уплощении сводов стопы боль может быть не только в стопе, но еще и в голени, колене, бедре и нижней части спины.
Различают две основные патологии сводов стопы:

- плоскостопие все своды уплощены;

- полая стопа чрезмерно высокий продольный свод.

При плоскостопии край стопы образует в продольном направлении низкую дугу, средняя и передняя часть стопы стабильно развернута вниз (пронирована).

Увеличенная нагрузка на внутренний край стопы и ноги, а также неспособность стопы действовать в качестве рычага приводят к патологическим проблемам. Это вызывает чрезмерное разворачивание стопы внутрь и изменяет движение ноги.
В результате возникают синдромы
перегрузки. При полой стопе внешний край стопы образует в продольном направлении высокую дугу, средняя и иногда передняя часть стопы сохраняют развернутое вверх (или супинация) положение.

Для лечения острого синдрома перенапряжения необходимо больное место растирать льдом и отдыхать от тренировок пару дней, при сильной боли больше.

Для коррекции сводов стопы используют ортопедические вспомогательные средства (стельки, тейпирование) и выполняют упражнения для укрепления мышц подошвы.

Для профилактики проблем стопы важно носить мягкую и удобную тренировочную обувь и избегать бега по твердой поверхности.

Стопа состоит из мелких косточек, соединенных между собой связками и мышцами и образующих два упругих свода - своего рода рессоры, пружинящие при ходьбе, - продольный и поперечный. Нормальная стопа благодаря внутреннему своду при ходьбе не касается земли своей внутренней частью. При наследственной слабости или при перенапряжении мышц и связок, поддерживающих стопу, она как бы опускается, уплощается. Это и называется плоскостопием, которое соответственно бывает двух видов: продольное и поперечное.

По статистике плоскостопие отмечается у 7-8% 6-7-летних детей. И более чем у половины взрослых людей!

Последовательность распределения нагрузки на отдельные области стопы при ходьбе.

Упражнения, рекомендуемые при плоскостопии:

«Каток». Катать вперед – назад мяч, скалку или бутылку. Выполнять вначале одной, затем другой ногой.

«Разбойник». Выполнять, сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Пальцами ног стараться подтащить груз (небольшой камень или книгу), положенный на полотенце. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

«Маляр». Исходное положение – сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3–4 раза сначала одной, затем другой ногой.

«Сборщик». Стоя, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не ронять предметы при переносе.

«Художник»Карандашом, зажатым между пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

«Гусеница». И.п. – сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног, подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова выпрямляются – и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.

«Кораблик». И.п. – сидя на полу, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).

«Серп». И.п. – сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол (расстояние между ними – 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

«Мельница». Сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в двух направлениях.

Окно». Стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая ступни от пола.

«Барабанщик». Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх – вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения колени постепенно выпрямляются.

«Хождение на пятках». Ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвами.

Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий – 10 минут. Перед каждым упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной или двух ногах. Дыхание произвольное.

Самомассаж шеи.